Доклад директора ГНИВЦ МНС России Калинина Ю.П.

   

ДОКЛАД НА СОВЕЩАНИИ ПО ВОПРОСАМ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ 23.04 – 26.04.2002г.

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ АИС “НАЛОГ” ВТОРОЙ ОЧЕРЕДИ.

Докладчик
Директор ГНИВЦ МНС России
Ю.П.Калинин

Уважаемый Геннадий Иванович!
Уважаемые коллеги!
В своем докладе я остановлюсь на вопросах текущего состояния создания АИС “Налог” второй очереди, возникших проблемах и путях их решения.
Структура доклада представлена на

Слайде №2

I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА

АИС “Налог” начала свое существование с1992 года.
С этого времени удалось автоматизировать основные функции налоговых органов, связанные с приемом, хранением и обработкой налоговой информации.
Длительное время процесс автоматизации проводился на основе позадачного подхода, что было оправдано в тех условиях, в которых приходилось функционировать налоговым органам МНС России.
Состояние разработки компонентов АИС на сегодняшний день по основным видам обеспечения (информационное, общее программное, техническое и прикладное программное) представлено на последующих слайдах.

Основой АИС “Налог” является:
Информационное обеспечение

Слайд №3

для создания которого проведены большие работы в части разработки классификаторов, форм документов, справочников и других компонент, однако требуются комплексные решения по всем компонентам в целом.

Следующим важным видом обеспечения является:
Общее программное обеспечение

Слайд №4

характерной чертой которого является практически неконтролируемое многообразие как операционных систем, так и систем управления базами данных. Используются практически все системы, присутствующие на российском рынке, без учета таких показателей как совместимость, надежность в работе, отсутствие «закладных» элементов т.д. Такое положение не может не создавать дополнительных трудностей при интеграции существующих программных систем в рамках АИС “Налог” второй очереди.

Не менее важным является также и
Техническое обеспечение

Слайд №5

характеризуется большим разнообразием как состава технических средств - от АТ386 до Pentium, так и их конфигурацией – от автономно используемых станций до ЛВС с выделенными серверами различного предназначения.

И, наконец,
Прикладное программное обеспечение

которое реализует автоматизируемые функции налоговых органов.
На сегодняшний день прикладное ПО АИС “Налог” является совокупностью отдельных программно – информационных комплексов.

Слайд №6

Наиболее удачными проектными и программными решениями регионального уровня с точки зрения интеграции являются программный комплекс налоговой отчетности «Свод-Р» и его развитая Windows-версия – «Свод-2000», а также программный комплекс «ЕГРН-Р».
По нашему мнению решения, реализованные в рамках программных комплексов «Свод» и «ЕГРН» должны быть положены в основу в процессе более глубокой интеграции региональных задач.
Для существующего состояния объектов подсистемы АИС «Налог» местного уровня характерным является наличие множества вариантов их реализации. Большая часть территориальных налоговых инспекций расположена в небольших городах и сельских районах. Число налогоплательщиков в таких налоговых инспекциях, как правило, не велико.
Основу прикладного программного обеспечения местного уровня составляют программные продукты, реализованные в файл-серверной технологии, с клиентской частью, реализованной в среде DOS, в том числе 4 программных продукта централизованной разработки (Nalog и PRO – ГНИВЦ МНС РФ, RNAL – РВЦ по Республике Чувашия, ARMNI – РНИВЦ Нижний Новгород). Среди главных достоинств данных программных продуктов следует отметить, что они ориентированы на существующий парк вычислительной техники, где еще значительную долю составляют компьютеры класса АТ 386/486.
На сегодняшний день наиболее перспективной информационной системой для территориальных налоговых инспекций является система электронной обработки данных (разработки РНИВЦ Нижнего Новгорода), созданная по проекту модернизации налоговых органов. Построенная по модульному принципу, она обеспечивает гибкую масштабируемость функций, возлагаемых на налоговую инспекцию. Вынесение функции ввода и обработки данных в отдельный системный блок позволяет использовать данное программное обеспечение как для территориальных налоговых инспекций, выполняющих свои функции в существующей сегодня системе налогового администрирования, так и для территориальных налоговых инспекций, ориентированных на центры обработки данных. Трех уровневая клиент-серверная архитектура системы ЭОД обеспечивает высокую производительность и надежность системы в целом. В качестве системного программного обеспечения в системе ЭОД используются Windows NT Server, система управления БД Microsoft SQL, и Windows NT Work Station или Windows 9x в качестве рабочих станций.
Для решения задач учета и хранения программных средств централизованной разработки, их распространения, а также оповещения региональных УМНС о новых поступлениях в Центре сертификации и сопровождения программного обеспечения Главного научно-исследовательского вычислительного центра Министерства по налогам и сборам Российской Федерации» (ГНИВЦ МНС РФ) создан Фонд алгоритмов и программ (ФАП).
Пользователями ФАП являются налоговые органы МНС РФ.
    В состав ФАП входят ПС общего назначения, ПС для решения прикладных задач АИС «Налог» и ПС, разрабатываемые отделами ГНИВЦ МНС РФ и РВЦ МНС РФ, а также приобретаемые у сторонних организаций с правом тиражирования и внедрения в налоговых органах. Кроме того, в ФАП входят методические и справочные материалы, а также эксплуатационные и программные документы.
Поставка программных средств, находящихся на хранении в ФАП осуществляется с использованием современных электронных технологий.
Использование прикладного программного обеспечения по регионам представлено на

Слайде № 7

В обеспечение сопровождения программных средств организована «горячая линия», по которой приходит до 300 запросов в месяц.


II. ПРОБЛЕМЫ
Анализ существующего состояния АИС “Налог” показал, что ей присущ ряд недостатков: разобщенность средств автоматизации по уровням иерархии налоговых органов; недостаточное развитие телекоммуникационных средств; отсутствие единых средств защиты информации. Но они не являлись критичными и АИС “Налог” обеспечивала решение поставленных перед ней задач.
Однако, резко возросшие к настоящему времени требования к процессам учета налогоплательщиков, своевременности и полноте сборов налогов и платежей, в конечном счете, привели к резкому возрастанию нагрузки на должностных лиц налоговых органов и существующая АИС “Налог” стала неспособной в полном объеме выполнять свои функции.
Это обусловлено следующими причинами:

Слайд №8

  • план информатизации МНС РФ формируется по - задачно;
  • недостаточное внимание заказчика системным проработкам;
  • недостаточная проработка критериев деления системы на подсистемы;
  • несоблюдение этапности и технологии системного проектирования;
  • самостоятельная и независимая разработка компонент системы;
  • отсутствие единых алгоритмов и средств обмена информацией как внутри АИС, так и с взаимодействующими АС;
  • невозможность комплексной обработки информации, хранящейся в различных базах данных.
    Кроме того, указанные причины предопределили и технологию создания основной компоненты АИС, ее “мозгов” – прикладного программного обеспечения

Слайд №9

для каждой задачи, определенной в плане информатизации, как монолитного продукта. При таком подходе для каждой задачи создаются свои локальные виды обеспечения (ИО, ОПО), за исключением ТО, и все это оформляется в виде программно – информационного комплекса.
В 2000 году Министерством было принято решение на проведение проектных работ по созданию АИС “Налог” второй очереди. Результатом данных работ, которые проводились в соответствии с утвержденным 18.04.2001 года техническим заданием, были определены основные направления развития автоматизированной информационной системы МНС Россиии, а именно:

Слайд №10

  • интеграция информационных ресурсов;
  • сквозной анализ и синтез деловых процессов;
  • автоматизация функций налоговых органов на основе деловых процессов;
  • максимальное использование системы телекоммуникаций МНС РФ;
  • реализация прямого доступа пользователей любой структурной подсистемы АИС “Налог” к интегрированным базам данных;
  • разработка системы приложений как ИТ-услуг;
  • применение средств защиты информации.

Указанные направления предопределили
III. ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ ПО СЗДАНИЮ АИС “НАЛОГ” ВТОРОЙ ОЧЕРЕДИ
Одним из основных принципов, положенных в основу создания АИС “Налог” второй очереди, является интеграция системно-технических решений на основе их стандартизации и унификации. С учетом этого в техническом проекте АИС, дорабатываемом в настоящее время с учетом новых информационных технологий в связи с изменением налогового законодательства и расширением задач налоговых органов, предложен ряд унифицированных решений по построению компонентов АИС, которые будут рассмотрены далее.
При этом АИС «Налог» второй очереди проектируется как открытая модульная система, состоящая из структурных подсистем (федерального уровня, уровня федерального округа, регионального и местного уровней), каждая из которых, в свою очередь, состоит из ограниченного набора типовых программно-технических комплексов, которые реализуют стандартный набор информационных технологий.
При этом каждая из взаимодействующих структурных подсистем АИС «Налог» также рассматривается как открытая система, удовлетворяющая некоторому набору стандартных соглашений (протоколов), реализация которых гарантирует возможность их взаимодействия.

1. РЕШЕНИЯ ПО СИСТЕМНОЙ АРХИТЕКТУРЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНО – РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ АИС “НАЛОГ”
Архитектура информационной системы АИС «Налог» представляет собой единую централизованную структуру,

Слайд №11

построенную по принципу иерархической организации, соответствующей иерархии подразделений Министерства по налогам и сборам (МНС) России и представляет собой многоуровневую инфраструктуру сбора, обработки и передачи информации, включающую три уровня:
пользовательский уровень в виде автоматизированных информационных систем (АИС) подразделений МНС России (центрального аппарата (ЦА), управлений МНС (УМНС), инспекций МНС (ИМНС));
уровень обмена и обработки налоговой информации в виде центров обработки данных и аппаратно – программных комплексов УМНС;
транспортный уровень, обеспечивающий информационно-коммуникационный сервис для обмена данными между подсистемами АИС «Налог».

Многоуровневую архитектуру среды территориально-распределенной обработки налоговой информации можно определить как информационно-телекоммуникационную сеть, объединяющую в единое информационное и коммуникационное пространство структурные подсистемы АИС “Налог” и СТК МНС России.
Представленная в АИС “Налог” модель обработки налоговой информации позволяет сочетать высокую адаптивность технологии клиент-сервер и Web-технологии с преимуществами централизованной обработки, управления всей системой и обеспечения ее безопасности.

2. РЕШЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ ИНТЕГРИРОВАННЫХ БАЗ ДАННЫХ АИС “НАЛОГ” ВТОРОЙ ОЧЕРЕДИ
Основным системо - образующим решением по информационному обеспечению АИС, предлагаемым в рамках технического проекта, является концентрация отраслевых информационных ресурсов на местном, региональном и федеральном уровнях в составе интегрированных баз данных.

Слайд №12

К основным отраслевым информационным ресурсам относятся:

§    Учетные данные налогоплательщиков, в том числе Единый Государственный Реестр Налогоплательщиков (ЕГРН), а также первичные документы налогоплательщиков.
§    Лицевые счета налогоплательщиков по всем видам налогов.
§    Информация о налогоплательщиках и объектах налогообложения, получаемая из других ведомств и органов государственной власти.
§    Нормативно – правовая и нормативно – справочная информация.

Интеграция информационных ресурсов обеспечивается:

  • За счет применения единого профиля протоколов и процедур обмена данными – по горизонтали.
  • За счет унификации программных процедур, общих для различных уровней подсистем АИС “Налог” в рамках одного делового процесса – по вертикали.

В составе интегрированной базы данных федерального уровня создается хранилище данных, обеспечивающее многомерную аналитическую и статистическую обработку налоговой информации в целях информационной поддержки принимаемых стратегических решений.
Таким образом, создаются реальные предпосылки создания единого информационного пространства МНС России, функционирующего на основе единых принципов и по общим правилам.

Слайд №13

Единое информационное пространство МНС России складывается из следующих главных компонентов:

  • информационные ресурсы, содержащие данные, классификаторы и словари, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
  • организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
  • средства информационного взаимодействия налоговых органов и должностных лиц, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно – технические средства и организационно – нормативные документы.

3. РЕШЕНИЯ ПО УНИФИЦИРОВАННОЙ СТРУКТУРЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ АИС “НАЛОГ” ВТОРОЙ ОЧЕРЕДИ
С точки зрения технических средств каждая структурная подсистема должна быть реализована как трехуровневый комплекс.

Слайд №14

Первый уровень – технические средства подсистемы в целом – компьютеры класса корпоративных серверов: сервер базы данных и функциональные серверы.
Логическое назначение сервера базы данных – размещение программных средств СУБД и интегрированной базы данных на дисковых накопителях, поддержка устройств архивирования базы данных на внешних накопителях, размещение программных средств сервера транзакций после перехода на трехуровневую клиент – серверную архитектуру приложений.
Логическое назначение функциональных серверов – размещение программных средств, реализующих общесистемные службы общего пользования: телекоммуникационный ПС “Дионис”, WEB сервера, управления вычислительной сетью и др., а также программных средств приложений.
Второй уровень – технические средства структурных подразделений, обеспечивающих функционирование программных средств, общих для конкретного подразделения.
Третий уровень – компьютеры на рабочих местах пользователей.
Все технические средства объединяются в локальную вычислительную сеть.
Количество технических средств и их мощности (серверов и рабочих станций), а также перечень необходимых серверных программных средств определяется для каждой реализации каждой структурной подсистемы исходя из конкретных условий: численность сотрудников, объемы баз данных, объем эксплуатируемого СПО и др.

4. РЕШЕНИЯ ПО СТРУКТУРЕ ПРИКЛАДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Основным системным решением в части структуры прикладного программного обеспечения является переход на его компонентное построение.

Слайд №15

Как уже отмечалось, при «монолитном» построении приложений для каждого комплекса задач создается отдельный программный комплекс, реализующий все необходимые функции. Часть из этих функций, такие, как функции подготовки и обработки экранных форм ввода, поиска и просмотра данных, функции подготовки справок, сводок и отчетов и некоторые другие, должны быть реализованы во всех или большей части программных комплексов. Все проблемы реализации подобных однотипных функций решаются разработчиком каждого комплекса программ при этом самостоятельно, что приводит к неоправданному дублированию многих работ.
При компонентном построении приложений для реализации типовых функций создаются функциональные программные компоненты, которые многократно используются при решении комплексов задач. Такие функциональные компоненты имеют стандартный интерфейс вызова и запускаются в нужной последовательности управляющими (головными) компонентами, разрабатываемыми для каждого комплекса задач. В клиент-серверной архитектуре управляющие компоненты запускаются как клиенты на рабочих местах пользователей, а функциональные компоненты исполняются на сервере приложений, при необходимости обращаясь к серверу базы данных.
Достоинством компонентного подхода, помимо снижения трудоемкости разработки, является возможность независимого сопровождения и развития отдельных компонентов.

5. ТЕХНОЛОГИЯ ОКАЗАНИЯ ИТ-УСЛУГИ
На сегодняшний день информационные ресурсы МНС России оцениваются по скромным подсчетам в несколько тысяч гигабайт. Ориентироваться в таком объеме информации могут только высококвалифицированные специалисты в области информационных технологий. Возникает вечный для России вопрос, Что делать? Обучать налоговых инспекторов до уровня высококвалифицированных специалистов, или найти другие пути, позволившие пользователям информационных систем с начальной компьютерной подготовкой использовать потенциальные возможности информационных систем.
Одним из путей решения проблемы является разработка прикладного программного обеспечения как информационной услуги (ИТ-услуги).

Слайд №16

При таком подходе пользователю нет необходимости знать структуру программных средств, способы их запуска, структуру БД и др. Достаточно знать, что существуют программные средства, реализующие требуемую автоматизированную функцию. Пользователю достаточно ввести в систему имя функции (ИТ-услуги) и, при необходимости, некоторые параметры, которые могут ограничивать или уточнять объем вычислений.
После этого система по каталогу проверяет наличие запрошенной услуги и при положительном ответе запускает прикладной процесс, который осуществляет обработку интегрированной базы данных в соответствии с заданными параметрами. Результаты представляются пользователю в заранее определенном виде.
Обращение за ИТ-услугой может осуществляться через Интернет или с использованием технических каналов связи.
В соответствии с планом информатизации начаты проектные работы по определению архитектуры информационной системы с использованием «ИТ-услуг», а также работы по формированию каталога предоставляемых «ИТ-услуг».

6. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА В АИС “НАЛОГ” ВТОРОЙ ОЧЕРЕДИ
Информационный обмен между структурными подсистемами АИС «Налог» осуществляется с использованием системы телекоммуникаций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
На

Слайде №17

представлен фрагмент информационно – телекоммуникационной сети, по которой может осуществляться информационное взаимодействие между ЦА МНС РФ (Центральный узел коммутации) и ГНИВЦ МНС РФ (Резервный узел коммутации) с УМНС по г. Санкт - Петербургу, УМНС по Ставропольскому краю и ИМНС Ставропольского края, ОАО “Волгоградская электросвязь” и ИМНС Волгоградской области.
СТК МНС России обеспечивает:

  • высоконадежную и оперативную передачу данных;
  • разделение подсистем передачи конфиденциальной и открытой информации;
  • качественную и оперативную голосовую (телефонную) и факсимильную связь, включая IP-телефонию;
  • поддержку мультимедийных технологий, организации видеоконференцсвязи, дистанционного обучения, и др.;
  • поддержку систем электронной почты, в том числе через сеть Интернет.

В качестве первичной сети связи для СТК могут использоваться коммутируемые и выделенные каналы, цифровые наземные каналы, радиорелейные линии связи, каналы спутниковой связи и выделенные медные или оптоволоконные линии. Это позволяет обеспечить надежную передачу информации за счет резервирования каналов и трактов связи и ее передачи через различные физические среды.
В заключение хочу особо остановиться на требовании совместимости вновь разрабатываемых средств с находящимися в эксплуатации системами. Текущее состояние прикладного программного обеспечения не может быть ликвидировано одномоментно. Полная реализация всех проектных решений АИС “Налог” второй очереди требует значительных трудозатрат и является достаточно длительным процессом. Поэтому какое-то время будет существовать переходный период, в течение которого должно быть обеспечено совместное функционирование унаследованных систем со вновь вводимыми программными комплексами.
В качестве примера можно сказать о местном уровне, а именно о по-этапном переходе территориальных инспекций на систему ЭОД. Как уже отмечалось, комплекс реализует клиент – серверную архитектуру, и требует хорошей техники. Поэтому в первую очередь на ЭОД будут переходить инспекции, оснащенные мощной техникой, как правило с численностью более 100 человек. Остальные пока будут эксплуатировать старые средства и будут переходить на новые по мере переоснащения техникой.
Кроме того, необходимо отметить, что для минимизации затрачиваемых на переходный процесс ресурсов должен быть четко спланирован и увязан с развивающимися параллельно процессами модернизации налоговых органов в других областях (законодательной, организационной и т.д.).


РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ АИС «НАЛОГ»
Предлагаемые в техническом проекте решения должны обеспечить:

Слайд №18

  • создание информационно – телекоммуникационной сети МНС России;
  • создание интегрированных баз данных налоговой информации;
  • унификацию технических средств;
  • универсальность программных средств, автоматизирующих сквозные деловые процессы;
  • переход на технологию ИТ-услуг;
  • организацию информационного обмена с взаимодействующими АС.

Применение новых технических средств и новых информационных технологий в ближайшей и среднесрочной перспективе должны привести к следующим результатам.

Слайд №19

Через 1-3 года будут обеспечены:

  1. Полный учет (на базе ЕГРН) хозяйствующих субъектов в Российской Федерации, взаимосвязанных физических и юридических лиц, резидентов и нерезидентов с принадлежащими им объектами налогообложения.
  2. Автоматизированный контроль за соблюдением налогового законодательства крупнейшими налогоплательщиками с учетом их филиалов и афилированными физическими и юридическими лицами.
  3. Полный контроль за взиманием налогов с доходов физических лиц в рамках Российской Федерации.
  4. Оперативная, в течение нескольких часов, подготовка справок о текущей ситуации, о начисленных и собранных платежах в разрезе регионов, видов деятельности, конкретных крупных налогоплательщиков.

После этого будут реализованы:

  1. Достоверное прогнозирование налоговых поступлений на последующий год в разрезе регионов и по видам деятельности.
  2. Долгосрочное и краткосрочное прогнозирование в плане изменения объемов налоговых поступлений в зависимости от изменения налогового законодательства и ставок налогообложения.
  3. Многомерный анализ и статистическая обработка налоговой информации

Таким образом, через 4-5 лет в Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам будет реализована вторая очередь АИС «Налог».
На этом я бы хотел закончить свой доклад.
Спасибо за внимание.


Назад